Главная » Статьи » Cтатьи

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные п

I. Общие положения

Настоящая Концепция преподавания предметной области «Искусство» 
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство» 
в образовательных организациях.
Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства 
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.

II. Значение предметной области «Искусство»

В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.
Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся
к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов
и способности творческого освоения окружающей среды.
Непрерывность и преемственность предметной области «Искусство» являются основой формирования личности, которая знает и любит культуру своей страны 
и направляет свою деятельность на дальнейшее ее развитие.

III. Проблемы преподавания предметной области «Искусство»

Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях, включая методические подходы, учебно-методические материалы, научно-педагогические школы и образовательные практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, 
в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также вопросы подготовки кадров.

1. Проблемы мотивационного характера

Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные формы искусства; произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.) изменяет отношение обучающихся 
к предметной области «Искусство». В результате знакомство обучающихся 
с возможностями самореализации в области современного искусства, предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности художественного процесса, усложняется, что снижает уровень мотивации 
к изучению предметной области «Искусство».
Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий 
и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации.

2. Проблемы содержательного характера

Анализ образовательной практики показывает недостаточность внедрения 
в предметную область «Искусство» информационно-коммуникационных технологий.
Во многих случаях потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории, театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере.
В содержании образовательных программ предметной области «Искусство» недостаточное количество учебного времени уделяется практической творческой 
и проектной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями на основе системно-деятельностного подхода (музыкальная, художественная, интегрированная проектная деятельность), что снижает возможности повышения уровня индивидуального творческого развития обучающихся.
Для достижения планируемых результатов по предмету «Искусство» недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания 
и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических коллективов, а также организации выставок и конкурсов. 
Содержание образовательных программ предметной области «Искусство» 
не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона на всех уровнях общего образования.

3. Проблемы методического характера

В настоящее время необходима модернизация содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление внимания к системно-деятельностному подходу, использование сквозных вариативных модулей, увеличение времени на индивидуальные проекты 
и творческую деятельность. 
Преподавание предметной области «Искусство» основывается на сквозных модулях с возможностями вариативности по выбору образовательной организации. Сегодня данный подход не обеспечен учебными пособиями и методическими разработками.
В методическом обеспечении учебных предметов недостаточно внимания уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий 
из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров 
в данной области.
В настоящее время не обеспечена преемственность содержания уроков предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности, а также недостаточно разработаны вариативные модели взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений культуры с учетом специфики региона. 

4. Кадровые проблемы

Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции 
в преподавании предметной области «Искусство» и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых 
для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.

 

IV. Цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Задачами Концепции являются:
совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования;
развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей; 
художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение 
ими базовых умений и знаний в области искусства; 
создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство».

V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности, начиная с дошкольного образования. 
С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;
разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества подготовки обучающихся по учебным предметам предметной области «Искусство»;
определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура»; 
совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;
совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия 
с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации;
проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству;
при разработке учебно-методических материалов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» учитывать этнокультурные и национальные особенности региона;
определить оптимальное соотношение объема теоретического материала 
и самостоятельной деятельности обучающихся, для этого расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся;
усовершенствовать систему олимпиад по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».
Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.

2. Изобразительное искусство

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено 
на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе 
с разнообразными художественными материалами.
Ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
воспитание грамотного зрителя;
овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения 
и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных,
в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре 
и кино);
овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства; 
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; 
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

3. Музыка

Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира. 
Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:
воспитание грамотного слушателя;
изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;
реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия;
освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки);
приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений, в том числе посредством организации школьных хоровых 
и музыкальных коллективов;
овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности;
расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся;
формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;
применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений;
приобщение к музыкальным традициям своего региона.

4. Мировая художественная культура

Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство).
В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет: 
воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры;
интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах искусства; 
освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства, выработка основ критического мышления и определение обучающимися собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства;
создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных требований 
к результатам обучения;
использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов
в формировании знаний, умений и навыков восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров;
сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных форм проектной деятельности.

5. Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:
совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное 
на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ; повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов; практико-ориентированный характер обучения;
оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;
развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять 
на рейтинг образовательной организации;
обеспечение преподавания предметной области «Искусство» специалистами.

6. Материально-техническое обеспечение

Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий 
для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся 
по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.) 
с учетом состояния материально-технической базы сельских образовательных организаций.
VI. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке 
и апробации механизмов развития образования средствами искусства. 
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Категория: Cтатьи | Добавил: DAV (18.01.2019)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: