Главная » Статьи » Cтатьи

КОНЦЕПЦИЯ развития географического образования в Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, 
а также определяет механизмы ее реализации.

II. Значение географии и географического образования в России 
и современном мире

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. 
Географическая информация является необходимой базой для выявления 
и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества 
с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.
Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение 
и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.
География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий 
у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле 
в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных 
и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей 
и самосознания. 
Качественное географическое образование призвано обеспечивать: 
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;
формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;
формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;
основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального 
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма; 
начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт 
и геоинформационных систем).
Преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир»), основного общего и среднего общего образования (далее – образовательная организация), должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода 
в образовании, который предполагает: 
высокую мотивацию к изучению географии;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Концепция развития географического образования в Российской Федерации 
(в рамках образовательных программ начального общего, основного общего 
и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций 
в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы 
и противоречия.

III. Проблемы преподавания географии

В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

1. Проблемы содержательного характера

Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, 
в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией;
недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;
отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», 
что приводит к утрате связи географии как синтетического предмета с науками естественнонаучного цикла и, как следствие, снижению потенциала межпредметных связей;
низкая степень преемственности между курсами «Окружающий мир» 
(начальное общее образование) и курсом «География» (основное общее и среднее общее образование);
отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки;
снижение внимания к краеведческому компоненту образования в результате исключения курса «География родного края» из программ 8-9 классов и недостаточного использования возможностей внеурочной деятельности (школьных туристических походов, экскурсий, экспедиций, естественнонаучных практик и др.), что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края;
отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории 
у выпускников.

2. Методические проблемы

Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения;
отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;
недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;
низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.

3. Кадровые проблемы
Отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;
сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах;
снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации 
и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования;
уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема 
по направлению «География», что приводит к ускоренному старению педагогического состава и кадровому дефициту учителей географии.

4. Проблемы мотивационного характера

Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;
отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;
недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо;
снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий;
невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ 
при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией;
недооценка значимости учебного предмета «География» среди обучающихся.

IV. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.
Задачи Концепции:
совершенствование содержания основных общеобразовательных программ 
в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных 
и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;
популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;
совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

V. Основные направления реализации Концепции

1. Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно:
воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования 
в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности; 
обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;
использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;
предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;
обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.

2. Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:
воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся;
учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся 
и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой;
формировать у обучающихся представление о наличии географических систем 
в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);
формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе; 
обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография 
и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний 
и умений;
обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, 
в том числе с использованием программ дистанционного обучения.

3. Дополнительное образование

Система дополнительного образования и воспитания должна:
координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций;
развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу 
с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
ориентироваться на развитие существующих и внедрение новых форм организации дополнительного образования – дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты 
и сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов 
и соревнований.

4. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров 
в области географического образования

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов, 
так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:
реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;
усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;
привлечение студентов и молодых специалистов к участию 
в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;
расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов; 
привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию 
в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);
ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;
формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов 
и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров 
по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом 
и образовательными ресурсами.

5. Географическое просвещение и популяризация географии в России

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается: 
организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам
и событиям отечественной и мировой географии; 
организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев; 
создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций
и государственного заказа;
выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий; 
содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;
поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания 
и популяризирующих географию;
поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий 
(«за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»); 
развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.
VI. Реализация Концепции

Реализация Концепции предполагает:
обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;
детализация требований ФГОС, касающихся результатов освоения основной общеобразовательной программы по географии (личностных, метапредметных, предметных), а также внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование);
стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения 
в том числе в рамках внеурочной деятельности;
разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;
внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии; 
включение мероприятий по популяризации географии России 
и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного 
и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.
Планируемые механизмы реализации Концепции:
обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования непрерывность географического образования посредством преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира»;
разработать примерную рабочую программу и методическое сопровождение для курса/модуля «География родного края» и рекомендовать его для 8-9 классов;
разработать современные требования к учебно-методическим комплексам 
по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания; 
подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя;
проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах; 
проводить национальные исследования качества образования (НИКО) 
в 7-8 классах;
рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки и специальностей высшего образования: «Экономика», «Экология и природопользование», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Внешняя торговля», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Землеустройство и кадастры», «История», «Биология», «Почвоведение», «Природообустройство и водопользование», «Нефтегазовое дело», «Геодезия 
и дистанционное зондирование» и другие; 
рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям 
в классических университетах;
создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров;
внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов;
проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии;
реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты 
в обучении географии;
ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач 
по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.

Категория: Cтатьи | Добавил: DAV (18.01.2019)
Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: