14:53 ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ | |
С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом "Дневник.ру".В начале января в силу вступило распоряжение Правительства РФ, согласно которому все государственные учреждения обязаны перейти на электронный формат оказания госуслуг. Это распоряжение имеет отношение и к средним школам: отныне в каждой из них учителя обязаны вести электронные дневники и журналы. Единые требования к системам ведения этих электронных документов были утверждены Минобрнауки еще в 2012 году. С тех пор в школах начался постепенный перевод документооборота в электронный вид, хотя, по отзывам многих педагогов, на практике это привело к дублированию бумажных и электронных журналов и увеличению бюрократической нагрузки на учителей. Тем не менее, полный отказ школ от бумажных журналов в пользу электронных — вопрос времени. Несколько сотен школ из разных регионов страны, подключенных к интернет-проекту "Дневник.ру", попробовали в порядке эксперимента сделать это раньше остальных, чтобы оценить последствия этого шага. Эксперимент начался в сентябре 2013 года, и к январю были подведены его итоги за полугодие. Сотрудники проекта "Дневник.ру" провели опрос учителей-участников эксперимента. Они выяснили, что в целом попытка оказалась успешной: 74% школ, отказавшихся от бумажных журналов, считают, что полный переход на электронный документооборот произошел своевременно. В то же время еще 15% школ желали бы отложить его на следующий сентябрь.
Трудности перехода Одной из проблем перехода на электронные носители информации стала недостаточная техническая оснащенность некоторых школ, рассказали РИА Новости авторы исследования. В школах, принявших участие в эксперименте, 91% учителей имеют в своем распоряжении компьютер или планшет, но подобный уровень технической оснащенности сегодня встречается далеко не везде. "Многие педагоги не могут оперативно вести журналы и дневники из-за низкой скорости интернета и значительной нехватки мобильных устройств (планшеты, ноутбуки, нетбуки)", — рассказал РИА Новости генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви. По его словам, при работе с электронными журналами лучше всего себя зарекомендовали планшеты, которыми пользовались около половины учителей. Другой проблемой перехода на электронные журналы и дневники эксперт назвал недоработки нормативно-правовой документации в этой сфере, которая сегодня носит очень общий и не всегда конкретный характер. "Необходимо решить нормативно-правовые вопросы на уровне региональных и муниципальных властей, региональных институтов развития образования. Желательно, чтобы в образовательные учреждения спускались уже разработанные и утвержденные образцы документов, которые необходимо было бы минимально адаптировать, а не писать «с нуля", — отметил руководитель проекта. По его словам, до сих пор четко не решен вопрос требований к форме, периодичности и условиям архивации данных, обрабатываемых в электронном виде. Эти проблемы замедляют процесс перехода школ на электронные журналы.
Научиться и двигаться дальше Что касается реакции учителей, то по результатам опроса «Дневник.ру» 70% педагогов считают, что после полного отказа от бумажных журналов нагрузка на них уменьшилась. Впрочем, сначала им пришлось осваивать новые способы ведения документации, и это не всегда было легко. "Средний возраст учителя в России – 47 лет. Старшему поколению непросто осваивать новые технологии, но это не значит, что нет желания – просто им очень нужна грамотная помощь", — отметил Гавриил Леви. Введение отдельной штатной единицы в школах для этой цели не предусмотрено, и педагоги справляются своими силами, определенную поддержку им оказывают создатели сервисов электронных дневников. Правда, избежать работы с компьютерными технологиями учителям все равно не удастся: сегодня даже в Едином квалификационном справочнике записано, что школьный учитель должен обладать навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием. Усилия по освоению новых технологий не должны пропасть для учителей даром: с переходом на электронный журнал педагоги получили новые возможности для работы: более половины (52,6%) из них сообщили, что у них расширился набор инструментов для обучения школьников. "В нашей системе есть конструктор тестов, с помощью которого преподаватели могут создавать тесты по любому из направлений для учеников. Система может автоматически подсчитывать результаты и даже выставлять их в электронный журнал. Кроме того, там есть медиатека с методическими разработками преподавателей в аудио-, видео- и текстовом формате. Всеми этим материалами учителя могут пользоваться, чтобы разнообразить уроки, а также приобретать новые знания", — рассказала РИА Новости куратор эксперимента Дневник.ру по отмене бумажных журналов Наталья Савчук. Участники эксперимента получили возможность опробовать сервис виртуальных олимпиад для школьников на школьном, районном и региональном уровне. Также подключение школ к электронному журналу дало им возможность проводить виртуальные уроки, например, во время карантина. Обратная связь учителей с родителями также не осталась в стороне от внимания исследователей. 61% педагогов подтверждают, что переход на электронный журнал увеличил вовлеченность родителей в образовательный процесс. Мамы и папы стали больше времени уделять общению с преподавателями, используя дистанционные технологии. "Теперь у родителей всегда под рукой вся необходимая информация об успеваемости, посещаемости, расписании, домашних заданиях ребенка, различных школьных мероприятиях и объявлениях", — отметила Наталья Савчук. Электронные дневники и журналы постепенно становятся повседневной реальностью в российских школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства. | |
|
Всего комментариев: 0 | |